История возникновения логотипа начинается с самых истоков существования человечества. Мы с головой погрузились в дебри интернета, забредая на весьма странные сайты с сомнительным контентом и наткнулись на уйму статей посвященных именно эволюции дизайна логотипов брендов, но нам этого мало. Берём лопату и идём копаться в анналах истории.

Зарождение визуальной коммуникации

Как только мы перестали нюхать друг другу зад в поиске ответа на простой вопрос “ты свой?” – как тут же на смену механизму идентификации пришли визуальные образы, которые и по сей день занимают главенствующую позицию в передаче информации человеку.

На протяжении всей истории, ещё от самобытного хомо сапиенса, нам попадаются остатки трудов на древних носителях. Наскальная живопись, роспись предметов, татуировки – всё это зарождение визуальной коммуникации между людьми, а появление графических символов (в том числе и алфавита) – как следствие её развития. Даже в те времена, бить антилопу по голове разукрашенной дубинкой было гораздо приятнее, нежели блеклым инструментом. В это же время зародилось и доисторическое граффити движение. Пещеры без росписей считались неблагополучными, а их владельцы – бездуховными, криворукими обезьянами без тяги к прекрасному. Сейчас, приблизительно 90% всей информации мы воспринимаем именно глазами, а значит, что развитие графического дизайна среди неандертальцев с плохим вкусом было необратимо.

Логотип — он же знак, он же лого, иногда, эмблема. Характер прескверный, не женат.

История появления логотипов

Если взглянуть на историю великих цивилизаций, то везде мы будем натыкаться на различные символы, пиктограммы, цветные иллюстрации (иногда, весьма похабного содержания) и знаки. Которые как раз таки и послужили первообразом для современных логотипов. Знаки выполняли роль идентификаторов в культурной и социальной жизни общества, идентифицируя хозяйственный и имущественный уклад, этническую принадлежность, религиозные взгляды и различные, неприличные фантазии людей. Назначение и метод использования знаков менялись со временем, но, несмотря на это, мы можем наблюдать, как на всей протяженности существования цивилизации, проглядывается его основная сила – это придание символу смысла, насыщение его идеей, метафорой и эмоциями. Как говорится, логотип – вместо тысячи слов.

Клеймо

Труд сделал из обезьяны человека, но это не точно. Развитие ремесленничества, ещё со времён Средневековья, повлияло на введение в оборот слова “клеймо”. Этакий знак отличия и высокого качества, подкреплённое честным словом и завышенной ценой. Тем самым, трудяга из глубинки (или даже государство), производя хороший товар и не филоня, мог сделать свой продукт узнаваемым за тысячу вёрст, в противном же случае, если товар был не годный – лишиться руки, ноги, головы или более значимых частей тела. Древние греки и римляне использовали знаки чтобы шифровать сообщения, чеканить валюту на заднем дворе, клеймить скот (иногда не свой), обозначать территорию (иногда не свою), да и всячески отличаться от соседей. В то же время, в параллели с греческой и римской историей, так же развивалась и культура Египта, Майи, Ассирии, Китая, Вавилона, да, и думаю, что ещё с десяток тех, кого археологи не спалили.

У древних римлян было два хороших бренда: гончарное дело по производству светильников “Fortis”, и ироничная торговая марка вина “Vesuvinum”, родом из Помпей (образовано из латинских слов Vesuvius – “Везувий” и vinum – “вино”). Исторически известно, что последняя так и не прижилась, но нейминг был огонь.

Fortis, Первый бренд в мире

Герб

Геральдика приложила свой белый платок и розу к появлению современного логотипа. Само появление герба произошло в 12 веке, где-то в пыли турниров, сражении, спасения драконов и убийств принцесс. За два следующих столетия использование гербов стало на столько популярно, что с головой захлестнуло не только людей, но и государства. Последние стремились поставить гербы на поток и свой контроль, а дворянство – сделать их употребление своей исключительной привилегией. Ничего не меняется…

Прямое назначение герба – это обозначить права владения, идентифицировать личность (в том числе и на поле боя) и классифицировать людей по группам внутри общества. Вплоть до Великой французской революции герб работал как уникальный идентификатор рыцаря, когда тяжёлые доспехи, дополнительный вес в штанах, и главное, шлем – скрывали истинное лицо героя.

Фильм История рыцаря (A knight's tale)
История создания логотипов. Герб

Как бы герб не старался, но логотипом так и не стал, ввиду массы ограничений при его создании (в том числе и графических), использовании и устоявшиеся традиции предков. Подчиняющийся определённым законам и правилам построения, герб был очень ограничен в своём функционале. Но он дожил до наших времён в территориальном и государственном брендинге и в виде забытых фамильных ценностей.

Из слова — в лого

Логотипы, которые мы наблюдаем вокруг нас сегодня – это развитие типографики, графических знаков и элементов за последние два столетия. Брендинг, как мы видим, уже не молод, но и не слишком уж и стар, чтобы списывать его со счетов. Хорошим пинком для развития дизайна логотипов послужило начало промышленной революции в Европе и Америке в конце 18 века и повсеместное открытие фамильных стартапов. Возросшие объёмы производства товаров, мода на капитализм и восстание машин привели к тому, что все, кому не лень (а уж поверьте, не лень было многим), стали использовать логотипы как элемент корпоративного брендинга и способ отличиться от конкурентов.

Первый зарегистрированный логотип в мире

Появление первых современных логотипов было напрямую связно ещё и с развитием системы патентного права. Первым, кто успел получить заветный знак ® возле своего логотипа – стала компания “Bass & Co” в 1876 году, зарегистрировав в Англии шрифтовой товарный знак с графической частью на пиво Bass. Чуть позже, тому же примеру последовали и компании, существующие по сей день – Twinings, Levi’s, Shell Oil, Coca-Cola, HMV, Nestle, Jack Daniel’s, Cadbury. Так было официально положено начало появлению “лица” современных брендов – логотипу и формированию корпоративного и товарного брендинга, как отдельной части истории человеческой культуры.